ФЛАМБЕРГ (нем. flamberg — букв. гора пламени), двуручный меч, применявшийся в Швейцарии и Германии в 15—17 века; длина его достигала 1,5 м, клинок мог иметь волнистую (пламевидную) форму, рукоять покрывалась материей или кожей.

«Пламенеющие» мечи, или, как их называют, «фламберги», или «фламбержи» (от Flame - пламя) были особенно популярны в XVI-XVII вв. в Западной Европе, но форма подобных клинков изредка встречалась и раньше. В 1835 г. был найден в захоронении дохристианской эпохи в Гессене немецкий «пламенеющий» меч.

В XVI в. славу фламбергам создали ландскнехты - наёмные воины, у которых этот вид клинка был довольно популярным. Для своих громадных двуручных мечей эспадонов (иногда их называют «спадонами») они заказывали у оружейников волнистые клинки. Рубящая функция у искривлённых клинков выше, чем у прямых. Теоретически доказать это можно следующим образом: чем острее клинок в своём поперечном сечении, то есть чем меньше основание образуемого разрезом клинка треугольника, тем больше сила его проникновения.

В конце XVI-XVII вв. западно-европейские тяжёлые кавалеристы-рейтары изредка использовали «пламенеющие» клинки в мечах - риттершвертах. Как уже говорилось, рубящая функция искривлённых клинков выше, чем прямых, но сабли против доспехов малоэффективны. Металлические пластины порубить невозможно, а проткнуть сквозь сочленения искривлённым клинком значительно сложнее, чем прямым. Фламберги же сочетают рубящую функцию сабли с колющей прямого меча, острию которого часто придавали штыкообразную форму.

Кроме того, при скользящих ударах фламберг наносил большие повреждения. Тяжестью меча и изгибами он пробивал доспехи, а при обратном ходе, благодаря волнистому лезвию, он разрезал доспехи дальше, подобно пиле. Выступающие участки волн первыми касались цели, что повышало шанс прорубить жесткую поверхность. Добавочным фактором являлось то, что в основном рубящая грань не перпендикулярна разрубаемой поверхности, что повышало эффективность рубки нежестких объектов. Колющий удар фламбергом причинял противнику более тяжелую рану, нежели обычный клинок. Особенность его заточки была в том, что волны чуть отгибали, (разводили) как у пилы. И раны, нанесенные фламбергом, практически не заживали. Эффект фламберга заключался, прежде всего, в том, что при последовательном прохождении, при "прорезке", волны нарезали несколько параллельных "ломтиков", и эти самые "ломтики" внутри раны быстро загнивали. При тогдашнем уровне медицины - в лучшем случае ампутация пораженного участка, если таковая возможность есть... Естественно, эти эффекты действуют не слишком долго - где-то до первой трети ширины (до окончания собственно зоны волнообразной заточки). Хотя были варианты, у которых амплитуда волны была заметно больше ширины клинка - те дольше сохраняли это свойство. Именно из-за этой особенности и возникла легенда об "отравленности" фламберга. По той же причине фламберг давал очень широкую колотую рану - эффективная ширина раны (равная расстоянию между крайними точками лезвия на противофазных волнах) в полтора-два раза больше фактической ширины лезвия. Плюс за счет волнистости пламевидный клинок в некотором роде самоориентируется в направлении наименьшего сопротивления и реже застревает между ребрами (он же узкий и волнистый).

В течение всего XVII и начале XVIII вв. часто использовали волнистые клинки бретёры и браво - наёмные дуэлянты и убийцы. В своих длинных тонких рапирах-вердюнах - они предпочитали «пламенеющую» форму. Конечно, сильный рубящий удар лёгкой рапирой не нанесёшь, зато режущий будет очень эффективен. Ведь разрезающая способность волнистого клинка намного выше гладкого. Кстати, в XVII веке в Персии встречались сабли-шемширы с «пламенеющими» клинками. Да и колющий удар фламбергом оставит рану, превышающую ширину клинка, то есть сделает её гораздо опасней. Дуэлянтам в то время не запрещалось хватать свободной рукой (обычно левой) клинок противника. Но за волнистый клинок держаться опасней, чем за гладкий. Руку не спасёт от глубоких порезов даже кожаная перчатка (металлические в XVII в. употреблялись крайне редко).

Все вышеперечисленные качества «пламенеющих» клинков создали им репутацию негуманного оружия. В популярных в то время героических романах неоднократно подчёркивалось, что доблестные рыцари сражаются прямыми мечами, в отличие от сарацин, турок и других негодяев, пользующихся саблями, ятаганами и фламбергами. А цюрихский капитан Лафатер в «Военной книжечке», изданной в 1644 году, утверждает, что тот «кто стреляет железными четырёхугольниками, квадратными или иными картечинами либо пулями с зазубринами, или носит волнистые шпаги - повинны смерти».

Всё же практические преимущества фламбергов привели к тому, что всё большее число конных и пеших воинов старалось приобрести такое оружие. Но массовыми «пламенеющие» мечи быть не могли. Создать волнистый клинок сложнее, чем прямой или сабельный. Иногда для придания «пламенеющей» формы использовали горячую ковку, но чаще на прямом клинке вырезали волны. Прочность клинка при изготовлении волн значительно снижается, поэтому сталь для фламбергов должна быть выше качеством, чем для прямых шпаг и сабель. Сложность изготовления качественной стали клинка и «пламенеющей» формы не позволили обеспечить фламбергами всех желающих.

Во время тридцати летней войны (1618-1648 гг.) массовое изготовление оружия для возросших нужд европейских армий снизило изготовление волнистых клинков. Ведь на отменный клинок у хорошего оружейника уходят недели, месяцы и даже годы. Знаменитейшие оружейники Милана, Золингена и Толедо - Антонио Пиччинино, Клеменс Хорн и Себастьян Эрнандес ушли в прошлое. Для обеспечения огромных армий нужнее ремесленники, чем мастера. Развитие огнестрельного оружия, стандартизация сабель, палашей и шпаг, упрощение армейского фехтования окончательно свело на нет использование фламбергов. Пик популярности «пламенеющих» мечей приходился на XVI-XVII вв. - время наивысшего расцвета качественных клинков.